Сахалинский Коучинг Центр
Телефон +7 914 750 01 05
Skype helik_sergey

Семейное консультирование

Если у Вас возникли трудности во взаимоотношениях с  
Пси .jpg
 супругом, детьми, родителями ... 
... отсутствует взаимопонимание ... 
... случилась измена ... 
... ревность превосходит всяческие мыслимые границы ...
... не хочется идти домой ...
... ребенок перестал слушаться и начал плохо учиться ... 
... "нормой" становится крик ...
... вы перестали радоваться и улыбаться ...
... 
Визит к психологу, психотерапевту – это возможность найти более продуктивные методы и способы решения Ваших задач, увидеть пути для развития, новые перспективы.


Семейное консультирование 
-- это вид психологической помощи, где в роли клиента находится не один человек, а вся семья. Оно основано на следующем представлении о семье: взаимодействие и взаимовлияние членов семьи друг на друга приводит к тому, что все они вносят свой вклад в формирование семейной проблемы. Здесь нет виноватых и невиновных. Семейный подход позволяет влиять на жизнь всех членов семьи, перестраивая ее таким образом, что проблема перестает быть нужной.
http://www.drevo-help.ru/help/family/ 
Семейная психотерапия - комплекс психотерапевтических приемов и методов, направленных на лечение пациента в семье и при помощи семьи, а также на оптимизацию семейных взаимоотношений (Эйдемиллер, Юстицкий, 1990).

 Храм Святого Семейства или собор Саграда Фамилия
 
Принципы семейной психотерапии

Принцип целостности: Семья — целостная система, её нужно рассматривать целиком.
Принцип открытости: Все семейные проблемы обсуждаются в присутствии всех членов семьи.
Принцип ответственности: Любое внутрисемейное нарушение — результат семейных отношений, а не чья-либо персональная вина.
В любом симптоме есть позитивный смысл
Принцип нейтральности: Психотерапевт не должен принимать ничью сторону
Принцип гипотетичности: Психолог строит гипотезы, которые впоследствии подтверждает либо опровергает.

Принципы психологического консультирования. 
1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. 
Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью. 
2. Ориентация на нормы и ценности клиента 
Этот принцип подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. 
3. Запрет давать советы. 
Прежде всего, каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать гарантированный совет другому невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. При этом любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих с ним событиях. 
4. Конфиденциальность. 
Любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям. Из этого правила существуют исключения (о которых клиент всегда предупреждается заранее), специально оговоренные законом. 
5. Разграничение личных и профессиональных отношений. 
6. Включенность клиента в процесс консультирования. 


Святое Семейство - Микеланджело - 800х600

Ведущие специалисты и основатели направления
Натан Аккерман
Вирджиния Сатир
Мюррей Боуэн
Карл Витакер 
Эдмонд Георгиевич Эйдемиллер
Сальвадор Минухин
Сельвини Мара Палаццоли  
Анна Яковлевна Варга 

Основные методы и подходы 
В современной практике консультирования (в том числе и семейного) преобладает эклектизм. Консультанты используют все богатство методов и приемов, разработанных в различных психотерапевтических школах: от диалогического общения Роджерса, и психодрамы Якоба Морено до структурированных технологий НЛП (нейро-лингвистического программирования) и, конечно, системной семейной терапии. 

Одним из основных современных направлений семейной психотерапии является системная (структурная) семейная психотерапия, главные принципы которой сформулированы американским психотерапевтом Сальвадором Минухиным (1978):
• семья представляет собой дифференцированное целое; ее подсистемы составляют отдельные члены или несколько членов семьи;
• каждая семейная подсистема (детская, супружеская, мужская, прародительская и т.п.) имеет специфические функции и предъявляет определенные требования к своим членам;
• психотерапия изменяет структуру семьи и приводит к изменениям поведения ее членов;
• психотерапевт, работая с семьей, временно «присоединяется» к ней, вследствие чего возникает «терапевтическая система».
Каждая из семейных подсистем обладает определенной степенью свободы и автономии, в свою же очередь семья в целом имеет общую «внешнюю границу», отделяющую ее от внесемейного окружения (Эйдемиллер, 1996).

Правила семейного консультирования:
1. Установление раппорта и присоединение консультанта к пациентам. Достигается соблюдением конструктивной дистанции, помогающей оптимальному общению, а также с помощью приемов «мимезиса», синхронизации дыхания консультанта и «заявителя» проблемы, использования предикатов речи, отражающих доминирующую репрезентативную систему того, кто делает сообщение о семейной проблеме.
2. Сбор информации о проблеме пациента с использованием приемов мета-моделирования и терапевтических метафор (Эйдемиллер, 1996). Субъективизации психотерапевтической цели способствуют такие вопросы: «Чего вы хотите?», «Какого результата вы хотите достигнуть?», «Пожалуйста, попробуйте сказать об этом без отрицательной частицы «не», в выражениях положительного результата».
3. Обсуждение психотерапевтического контракта. По мнению многих специалистов, - это одна из самых важных частей консультирования. Обсуждается распределение ответственности: консультант обычно отвечает за условия безопасности консультации, технологии доступа к разрешению проблемы пациента, а пациент — за собственные активность, искренность, желание осуществлять изменения своего ролевого поведения и др. Затем участники консультирования обсуждают продолжительность работы (в среднем общее время консультирования — 3—6 ч) и длительность одного сеанса. Уточняется также периодичность встреч. В практике семейного консультирования используется постепенное урежение сессий: вначале одна сессия в неделю, а потом — в 2-3 недели.
4. Уточнение проблемы пациента с целью максимальной ее субъективизации и тестирование ресурсов семьи в целом и каждого ее члена в отдельности. Этому помогают вопросы типа: «Как раньше вы справлялись с трудностями, что вам помогало?», «В каких ситуациях вы были сильными, как вы использовали свою силу?»
5. Проведение собственно консультации. Необходимо укрепить веру пациентов в успешность и безопасность процедуры консультирования с помощью утверждений такого содержания: «Ваше желание осуществить изменения, ваш прежний опыт, активность и искренность в сочетании с желанием консультанта сотрудничать с вами, его профессиональные качества и опыт будут надежной гарантией успешности работы».
С участниками консультирования обсуждают положительные и отрицательные стороны сложившихся стереотипов поведения. Здесь возможны вопросы: «Что в сложившихся обстоятельствах является для вас самым плохим?», «Что самое хорошее в обсуждаемой ситуации?».
Затем проводится совместный поиск новых шаблонов поведения — «веера решений». Консультант предлагает следующие вопросы: «Чего вы еще не делали, чтобы решить проблему?», «Как вели себя значимые для вас люди, оказавшись в похожей ситуации?», «А вы так смогли бы поступить?», «Что вам поможет совершить такой же поступок?».
Возможно использование приемов визуализации: пациенты, находясь в трансе (а этому способствует «точное следование по маршруту проблемы заявителя»), создают образ новой ситуации и фиксируют возникающие при этом ощущения.
6. «Экологическая проверка». Консультант предлагает членам семьи представить себя в сходной ситуации через 5—10 лет и исследовать свое состояние.
Приближаясь к завершению консультирования, психотерапевт предпринимает усилия по «страхованию результата». Это связано с тем, что иногда пациенты, осваивая новые шаблоны поведения, нуждаются в действиях, способствующих обретению ими уверенности. Они могут получить от консультанта какое-нибудь домашнее задание, приглашение прийти на повторную консультацию спустя какое-то время для обсуждения полученных результатов.
В ряде случаев необходима процедура «отсоединения». Она может произойти автоматически при сравнении пациентами заявленной цели и обретенного результата, но в ряде случаев консультант вынужден стимулировать отсоединение. Дж. Хейли (Haley, 1976) с этой целью часто использует «парадоксальные задания», точное выполнение которых приводит к прямо противоположному результату. К примеру, двум молодым супругам, которые конфликтовали по поводу того, как выражать свои чувства: открыто или сдержанно, он в конце консультации предложил такое задание: «На протяжении недели ссорьтесь по одному часу в сутки с целью проверки своего эмоционального реагирования». Хейли исходил из знания человеческой природы: никто сознательно не будет делать себе и другому что-то плохое.

Семейное консультирование, его особенности 
В качестве "клиента" в семейном консультировании выступает не отдельная личность, проявляющая те или иные нарушения, а семья.
В современном обществе огромное количество семей испытывают трудности во взаимоотношениях. Как результат этих трудностей – большое количество разводов, возрастающее число семей с одним родителем.
Часто понятие "семейное консультирование" используют слишком узко – как помощь семье сохраниться, препятствовать ее распаду. Суть подхода к семейному консультированию много шире (по словам Витакера, классика семейного консультирования, не имеет смысла говорить об индивиде как о некоей самодостаточной целостности: все мы представляем собой как бы фрагменты семейных систем и, что "вся индивидуальная и социальная патология имеет внутрисемейную природу"). 

Существуют семьи здоровые, их еще называют функциональными, и проблемные (дисфункциональные).
Каждый человек, создавая семью, делает это для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Если в семейной группе потребности человека удовлетворяются полностью, то человек счастлив, если же, удовлетворяя свои потребности, ему приходится прилагать усилия, то для него это проблема,
3доровая семья удовлетворяет потребности в росте каждого члена семьи. Это достигается уважением друг к другу, сходством интересов и ценностей, терпимостью друг к другу у всех членов семьи, но одновременно четкостью межпоколенных границ, гибкой структурой власти.
Проблемная семья не позволяет личностно расти каждому из своих членов. Представители проблемных семей испытывают недостаток тепла, чувство стыда за кого-либо из своих членов, необходимость создания семейных мифов.
Трудности, которые возникают у семей, можно охарактеризовать как:
1. Внезапные – потеря одного из членов сёмьи, измена, изменение социального статуса.
2. Хронические – постоянные конфликты, плохие жилищные условия.
3. Кризисные периоды в жизни – наблюдаются между 3-м и 7-м годами совместной жизни и между 17-м и 25-м годами. Первый кризис связан с напряжением в отношениях, возникшим по причине неоправданных ожиданий по отношению к супругу. Второй – связан с отделением детей от семьи и нарастающим чувством пустоты жизни.
Эти трудности ведут к конфликтам и противоречиям, результатом этого будет низкая адаптивность семьи, неспособность ее членов к совместной деятельности, разногласия в воспитании детей. Напряжение будет только нарастать, если не гармонизировать отношения. Чисто теоретически любую проблемную семью возможно сделать счастливой, при желании членов семьи.

Направления и техники в коррекционной работе с семьей
Семья и достаточно острые семейные проблемы существуют, но четкой теории и практики семейного консультирования пока нет. Каждый исследователь, работающий с семьей, создает свою теорию семьи, пусть даже опираясь на какую-либо теорию. В настоящее время существует несколько направлений в коррекционной работе с семьей. Наиболее распространенные – психодинамическое и системное.
Психодинамическое направление
Для этого подхода характерно внимание к прошлому каждого члена семьи, к прошлым психологическим проблемам, проекциям, проявившимся на разных этапах существования семьи. Большое значение в психодинамическом направлении придается осознанию того, что нерешенные в прошлом семейные проблемы влияют на теперешние отношения в семье и поведение вне семьи каждого члена семейного коллектива.
Представители психодинамического направления утверждают, что члены семьи часто из-за груза прошлого не могут действовать независимо друг от друга, что, собственно, и приводит к внутрисемейным проблемам. Роль психолога здесь подобна позиции тренера, который учит членов семьи налаживать внутрисемейное общение.
Системное направление в семейном консультировании
Работа психолога в рамках системного направления направлена прежде всего на преодоление неадекватной близости, нечеткости границ между членами семьи. Теоретики этого направления (Дж. Хейли, К. Маданес, П. Вацдавик, Л. Хоффман и др.) утверждают, что семейные проблемы возникают из-за непродуктивной организации семьи, а не из-за ее истории. Прошлое не является предметом рассмотрения системной семейной терапии, она исследует структуру семьи – альянсов и коалиций членов семьи. 

Семейный психолог должен иметь высокую квалификацию и глубокие знания не только в области общей психологии. Ему едва ли не больше чем коллегам с иной специализацией нужен такт, стремление к пониманию других людей и искреннее желание им помочь. Психология семейных отношений – один из самых непростых разделов психологии. Чтобы разобраться в области психологии семьи, приходится распутывать сложный клубок отношений. 
И, конечно, более оптимистично смотреть на мир, чем те из психологов, кто придерживается установки подобно нижней: "Семья была, есть и будет в кризисе! Тем более в условиях нашего нестабильного, постоянно меняющегося мира (http://www.paracels.ru/povyshenie-kvalifikacii/osnovy-semeinogo-konsultirovaniya.html)".  

Техники применяемые в семейном консультировании     
Литература по вопросам семьи и семейных взаимоотношений  

Использованы материалы со страниц:  http://vashpsixolog.ru/counseling-psychologist/136-counseling-psychologist-in-the-school/315-cemeynoe-counseling-it-features; http://rony-web.ru/osnovy-semejnoj-psixoterapii-i-semejnogo/; http://www.psyworld.ru/students/texts/family_therapy.htm

           Договориться о сессии на консультирование можно по телефону, электронной почте, а также через форму обратной связи